Стоит ли делить работников на своих и чужих?
Самый необдуманный шаг, который может сделать руководитель, – начать делить работников на своих и чужих. Часто на это провоцирует сам персонал.
Исследователи швейцарского центра IMD выяснили, что отношение подчиненных к начальнику формируется в первые 5 дней совместной работы. Именно оно оказывается решающим в том, как потом ведут себя работники по отношению к руководителю.
При этом работники часто сами провоцируют его на непопулярные меры. Если топ-менеджер ведется, то компания надолго погружается в атмосферу конфликтов.
Исследователи, изучив опыт нескольких десятков компаний, выделяют два вида провокаций: пассивный и активный. В первом случае работники, считая начальника некомпетентным или трудным человеком, меньше настроены сотрудничать с ним, говорить о проблемах и просить помощи. Недостаток контакта делает руководителя равнодушным к проблемам и успехам персонала. Когда подчиненные не идут на контакт, топ усиливает контроль, повышает голос, что лишь подтверждает их негативное мнение о нем.
Активная провокация – это когда подчиненные обвиняют начальника не только в том, что он сделал, но и в том, что отказывается делать, и лишний раз убеждаются -- «он плохой», «не на своем месте». В ответ руководитель впадает в те же крайности. В итоге в коллективе появляются свои и чужие, так как топ-менеджер хочет знать, на кого рассчитывать. Причем такое деление формируется быстро и закрепляется надолго. А это влияет на мотивацию и в конечном счете на результаты работы, ответственность за которые несет руководитель.
Так что прежде чем делить на своих и чужих, руководителю важно понять, почему его воспринимают так, а не иначе. Это позволит своевременно внести корректировки и повлиять на действия, а значит – на результат.
Нужны адекватные руководители или персонал? Напишите нам, гарантии на всех работников.